Особенное детство. Мир ребенка с аутизмом.

В настоящее время детям с особенностями развития психолого-педагогическая помощь доступна как в раннем, дошкольном, так и в школьном возрасте. При этом особую актуальность приобретает опыт оказания образовательных услуг детям разных категорий в обычных общеобразовательных учреждениях, т.е. в условиях специально организованной социально-образовательной интеграции (совместное проведение досуга и получение образования), когда дети с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, с речевыми нарушениями определенное время, большее или меньшее, проводят среди нормально развивающихся сверстников.

В рамках реализации проекта «Инклюзивное образование детей с расстройствами аутистического спектра в условиях массовой общеобразовательной школы в муниципальном образовательном пространстве   г. Таганрога» в МОБУ СОШ № 26 организовано «ресурсное пространство» для обучающихся с РАС,  включающее в себя помещение для групповых занятий (12 посадочных мест оборудованы специальными перегородками), рабочую зону, зону сенсорной разгрузки, рабочую зону учителя.

Помещение «ресурсного пространства» оснащено компьютерами, проекторами со специальным светоотражающим экраном, мягким напольным покрытием в игровой зоне, фитболами, электронными планшетами, шумоподавляющими наушниками, балансировочными подушками для детей, которым тяжело сидеть за партой, креслами-мешками для снятия мышечного напряжения, бизибордами для развития мелкой моторики и логического мышления, игровыми домиками-палатками, музыкальными инструментами, ламинаторами и цветными принтерами, различными дидактическими материалами.

На базе МАОУ СОШ № 12 с 01.09.2021 года функционирует первый в городе «гибкий» класс, в котором обучаются 21 нормотипичный ребенок и 2 ребенка с расстройствами аутистического спектра. В школе организовано «ресурсное пространство» для обучающихся с РАС (зона групповой работы, зона эмоциональной разгрузки, методический кабинет). 

Для психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в МАОУ СОШ № 12 и МОБУ СОШ № 26 работает штат специалистов: учитель-логопед, педагог психолог, дефектолог, тьютор.

Все педагогические работники, участвующие в реализации образовательного процесса обучающихся с РАС, прошли курсы повышения квалификации по проблеме «Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): психолого-педагогическая поддержка в образовании».

Для детей с РАС, обучающихся на дому, организовано посещение образовательных организаций и участие в групповых формах занятий с целью социализации. При отсутствии медицинских противопоказаний такие дети привлекаются к участию в массовых общешкольных и городских мероприятиях.

 

Организована преемственность между дошкольными и общеобразовательными учреждениями при переходе из одной организации в другую. В МБДОУ д/с № 67 функционирует группа для детей с расстройством аутистического спектра. В целях адаптации в группе создана специальная адаптированная, структурированная, сенсорно и эмоционально комфортная среда, учитывающая интересы и потребности каждого ребенка.

Работа команды специалистов ДОУ направлена на формирование навыков в следующих образовательных областях: коммуникация, социальное взаимодействие с педагогами и другими детьми, игра, самообслуживание, учебное поведение, начальные учебные навыки. 

В ходе работы у детей формируются следующие жизненно важные умения:

·  адекватно выражать просьбы, отказ и согласие, привлекать внимание педагога, отвечать на вопросы; 

· следовать режиму дня / расписанию занятий;

· соблюдать общепринятые правила поведения в группе;

· следовать инструкциям педагога;

· спокойно ждать в ходе режимных моментов, соблюдать очередность;

· участвовать в различных видах деятельности совместно со сверстниками;

· использовать учебные принадлежности в соответствии с их назначением;

Базовые навыки, которыми овладевает ребенок в дошкольном возрасте, жизненно необходимы ему в дальнейшей жизни и в школьном обучении.

Работа по развитию образовательных областей происходит в процессе различных видов деятельности, их элементов и/или отдельных действий. Развитие детей осуществляется через игровые и познавательные занятия, изобразительную и музыкальную деятельность, на занятиях по физической культуре, в процессе выполнения повседневных бытовых и простых трудовых действий.

Учитывая особенности детей с РАС, особое внимание уделяется преодолению нежелательных форм поведения, формированию навыков сотрудничества, социально-бытовых навыков.

С детьми, посещающими группу, проводятся как индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия с учителем-дефектологом, логопедические занятия, музыкальные занятия и занятия по адаптированной физкультуре

В течение года проводятся развлекательные мероприятия, способствующие социализации детей. 

В детском саду имеется специальное оборудование: интерактивный кабинет; адаптированный набор спортивного оборудования; развивающий коррекционный комплекс «Моби» с биоуправлением на основе запатентованной технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК, наборы для альтернативной и дополнительной коммуникации. Кабинет педагога-психолога оснащен современным сенсорным  оборудованием и дидактическими пособиями.

Ежегодно в апреле Управление образования г. Таганрога организует цикл мероприятий об особенностях обучения и воспитания детей с РАС для педагогов дошкольного, общеобразовательного и дополнительного образования. С родителями воспитанников и обучающихся проводятся индивидуальные консультации и групповые занятия, направленные на формирование толерантного отношения к людям с особенностями развития.

   

Файлы

Показать еще Показать еще

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.